Священные дубы караимов
В верховьях балки Марьям-дере у “пещерного города” Чуфут-Кале, на территории
караимского родового кладбища, известного под названием “Иософатова долина”,
растет старая дубовая роща – национальная святыня караимского народа.
На протяжении нескольких столетий караимы поклоняются у “священных” дубов
небесному божеству Тенгри, что является глубоко укоренившимся языческим пережитком,
унаследованным ими от своих хазарских предков.
“Священная” роща, местное название которой Балта-Тиймэз, что в переводе
означает “Топор не коснулся”, является главной караимской святыней, к которой
этот немногочисленный народ всегда относился с религиозным трепетом и огромным
почтением.
Культ поклонения дубам в Иософатовой долине существует и поныне. Но о его
существовании знает очень незначительное количество людей. А особенности его
проведения доступны лишь узкому кругу посвященных. Культ “священных” дубов рощи
Балта Тиймэз – глубоко табуированный, закрытый для непосвященных, доступный
небольшой группе караимских старейшин обряд. Эти люди не любят когда кто-либо
со стороны проявляет излишнюю любознательность по поводу их святыни и связанных
с ней традиций. Поэтому практически отсутствует и какая-либо информация по поводу
“священных” дубов. Далее приводится “Культ священных дубов” из этой брошюры
Крымские караи (крымские караимы-тюрки). Самоидентификация. Краткий очерк истории и культуры":
“До наших дней дошел культ Священных Дубов родового кладбища. Показательно название кладбища
Балта Тиймэз (“Топор не коснется”). В конце прошлого века в засуху в Джуфт-Кале можно было
видеть процессию, которая направлялась из кенаса на кладбище. Впереди газзан нес
свитки Ветхого Завета. У дубов молили Тенгри о ниспослании дождя. Молятся в святилище
индивидуально и коллективно. По древней традиции готовят площадку, с которой видно открытое
небо. Вокруг дуба выкладывают фигуру в виде солнца с расходящимися лучами. Личные посещения
происходят по велению души в любое время, месяц или день недели. Коллективные моления
связаны с циклами двенадцатилетнего народного календаря Улуг Ата Санавы (“Счет Великого Отца”),
особенностями климата, национальной или общинной ситуацией и другими факторами, и не
всегда согласуются с предписаниями официальной религии. В чрезвычайных обстоятельствах мог
обращаться к дубам от общего имени и полномочный представитель. Особенности ритуала,
связанные с многолетней цикличностью, известны только посвященным и сообщаются в
преддверии очередного периода доверенным хранителям традиции, часто по женской линии.
Ныне на кладбище около 20-ти почитаемых дубов, возраст которых оценивают в 300-600 лет.
Поклоняются им в определенной последовательности, с учетом направления движения солнца.
У древних родов караев есть особо почитаемые “семейные” дубы. Прикасаясь к ним, общаются с
ушедшими поколениями предков.
Считается, что общение с дубами дает силу, мужество и мудрость, помогает в трудных
обстоятельствах, позволяя выбрать правильное решение. Паломники оставляют у дубов посохи и
землю с места жительства. С собой уносят по горсти священной земли. Ее бережно хранят в семьях,
в качестве талисмана берут с собой в дальние поездки, используют в похоронном обряде.
Священную землю приносят на могилы предков. Караи убеждены, что их судьба зависит от отношения
к этой святыне. Верят, что проявивших неуважение к дубам постигнет кара, а ревнители
культа будут вознаграждены. Осквернителей святынь ожидала национальная кровная месть.
Культ никогда не афишировали, а периодами, к примеру, в годы советской власти,
отправляли тайно. Эта тема запретна и поныне. Верующие болезненно реагируют на внимание
к священным дубам и на пребывание в святилище посторонних.
По древней традиции вот уже много веков караи стремятся хотя бы раз в году совершить
паломничество и прикоснуться к Священным Дубам. И убеждены, что Тэнгри исполнит загаданные
у дубов сокровенные желания”. В настоящее время на Балта Тиймэз растет 24 “священных” дуба,
которые расположены по периферии кладбища. Дубы насчитывают примерно одинаковый возраст,
Самый большой по размерам (а значит и по возрасту) экземпляр дуба скального на караимском
кладбище имеет окружность ствола 270 см при его высоте 10 – 12 метров и расположен по
левому борту в верховьях балки Марьям-дере. Около полутора десятков дубов огорожены изгородью
из сухих веток. Считается, что для исполнения сокровенного желания, нужно загадав его,
положить ветку в изгородь священного дуба; тогда желание непременно сбудется. Для входа за
забор имеется небольшая калитка, а все пространство вокруг дуба вычищено от молодой древесной
поросли и находится под постоянным присмотром строго смотрящих за своей святыней караимов.
|